На данный момент ситуация такова, что 70% граждан РФ вынуждены жить в условиях экономии. Неопределенность ситуации и падение уровня доходов заставили россиян приспосабливаться: спрос на товары продовольственной группы уменьшился, поскольку появилось увеличение стоимости товаров, при этом продажи спиртного увеличились. Из спиртного граждане в основном берут водку, пиво и коньяк.
РАНХиГС предоставил данные, по которым каждый пятый житель России находится в условиях тяжелой экономии.
Около 22% граждан относят к зоне бедности, они с трудом могут позволить себе даже базовые продукты питания. При рассмотрении ситуации в целом, 70% вынуждены тратить средства в условиях экономии. За последний период запросы касательно приобретения одежды и еды практически остаются на месте. За период в три года обороты при сопоставлении цен возросли, но всего на 1,8%.
Даже при наличии роста, его основная доля приходится на рост оборотов товаров из непродовольственной категории (4,2%). А пищевая продукция по итогам подсчетов теряет актуальность, оборот упал на 0,9%. Работающие в РАНХиГС эксперты говорят о том, что отсутствие роста оборотов на пищевую категорию товаров легко заметить.
По данным можно сделать вывод о сокращении уровня потребления по категории пищевых продуктов. При этом стоит отметить, что с начала 2017 года пищевой оборот в стране возрастал и по ситуации на июль прошедшего года впервые сравнялся с отметкой апреля 2014 года. Но далее показатели опять начали снижаться, к примеру, в течение июля спад на пищевую продукцию составил 3,4%.
Содержание статьи
Рост цен все продолжается
Среди причин такого замедления в потреблении – увеличение стоимости товаров. Росстат предоставил данные, по которым на октябрь 2018 цены стали выше октября предыдущего года на 3,5%. Из этой суммы 2,7% – товары продовольственной категории, 45% на услуги и 4,1% на товары непродовольственного типа. Динамика к росту наблюдается как при рассмотрении годового отрезка времени, так и от одного месяца к другому. С сентября по октябрь рост составил 0,4% (0,5% продовольствие, 0,6% непродовольственные), зато услуги стали на 0,1% доступнее.
При подсчетах за месячный срок можно упомянуть и снижение цен, но оно коснулось всего одной из подкатегорий – плодоовощные культуры – 1,1%. Но это стандартная для осени ситуация, заметно падение цен на яблоки (-8,6%), лимоны (18,2%), а также свеклу и морковь. Чеснок, виноград, капуста, картофель и лук также стали дешевле в пределах от 3,3% до 5,1%.
Подорожание коснулось оставшихся категорий, особенно сахар-песок, почти на 5% и куриные яйца на 7,1, оставшиеся товары стали стоить выше от 0,1, до 1,5%.
С октября по октябрь 2018 года также видно подорожание яиц куриных, а также сахара. Среди подорожавших продуктов выделяются: птица, мясо, молочные продукты, молоко, хлебобулочные изделия.
А среди непродовольственной группы рост не такой большой, но он повлиял на большую часть групп, дорожает сезонная одежда, блендеры, швейные и стиральные машинки, миксеры. Также по данным РАНХиГС можно говорить о подорожании медицинских препаратов.
Радиодеталями стол не накрыть
Среди категорий непродовольственных групп дорожает табак, бензин, строительные материалы, эти же товары росли в цене и ранее. Удорожание касается и других товаров, но в меньшей степени.
Из подешевевших товаров можно назвать только телерадиотовары с показателем – 1,1%. Среду услуг снижение замечено на самые популярные в стране, -1,5% по страхованию. Сильный рост цен на образование 8,4%, еще больший процент отмечен на зарубежный тип туризма (11,2).
Рост зарплаты не мешает уходить в минус
Такой же очевидной причиной сложившейся ситуации является уменьшение суммы доходов, такой процесс тянется уже 4 год. Интересно, что в стране даже на фоне роста зарплат уровень жизни заметно снижается. В итоге оценки зарплат (предварительной), средний показатель на сентябрь 2018 42200 в рублях. Это на 7,2 больше, чем за сентябрь того года. При этом специалисты РАНХиГС отметили, что расходы снижены на 1,5%, а пенсии не менялись.
Востребованность крепкого алкоголя
У граждан почти не остается средств на развлечения и отдых, и большинство видят только один вариант развлечения: пить больше спиртного. И здесь не отмечается экономия, за исключением пива за период с начала 2018, и до сентября продажи увеличились на 4,1%. Была реализована продажа 155,5 млн. декалитров алкоголя. По поводу пива за период трех кварталов сложилась цифра в 607,2 мин. декалитров. По сравнению с аналогичным периодом 2017, данные на 7,2% выросли. Больше всего среди крепкого алкоголя востребована водка, она заняла 74% продаж. Следующим идет коньяк, он занял 11% ниши, еще 6% причисляется ликеру, и другим напиткам от 9% крепости.
По данным год назад потребление коньяка было немного меньшим (10%), а водки приобретали больше, в остальном ярких изменений не отмечено. Вино составляет 49% от винодельческой продукции, 13% занимает шампанское и игристые вина, а 14% фруктовая и плодовая продукция.
Игристые и шампанские вина не слишком изменили уровень продаж с периода прошлого года, некрепленая продукция потеряла 8% спроса. несмотря на то, что увеличение стоимости товаров, ликерная продукция стала популярнее на 56%, а фруктовое вино на 47%. Не остановил россиян и рост стоимости алкоголя, РАНХиГС сообщает о росте в 1,6%. Это выше роста на еду, но ниже, чем общий рост цен.